Июнь 5th, 2011

Стал я мудрым под водопадами

Стал я мудрым под водопадами…
(Vark-ek fróðr und forsom…)

waterfall Стал я мудрым под водопадамиВ начале позволю себе привести цитату из хорошей книги моего друга, исландского профессора Вьестейна Оуласона, книги, посвященной исследованию древнеисландских саг: «We need not doubt that men knew well enough that there were mysterious and dangerous regions within Iceland – in the wide expanse of the interior, or by waterfalls and lakes… Grettir confronts supernatural forces from the region of death, such as the ghost Glámr, but also giants and half-giants in the wilds, and trolls living under waterfalls, like the monster Grendel in Beowulf» (Vésteinn Ólason «Dialogues with the Viking Age», 1998: с. 82). «Нам не стоит сомневаться, что люди достаточно хорошо знали, что внутри Исландии находились таинственные и опасные места – в ее обширной [безлюдной] центральной части или у водопадов и озер… Греттир боролся со сверхъестественными силами из страны смерти, такими как немертвый-драуг Глам, а также с великанами и полувеликанами в пустынных местах, и с троллями, жившими под водопадами, похожими на чудовище Грендель из «Беовульфа»».

Еще в древних христианских скандинавских (исландских) законах запрещалось приносить жертвы (поклоняться) водопадам или искать рядом с ними вдохновение.

Вероятно, этот церковный запрет связан:

1) с духом рек, чья сила выражалась в мощи водопада (см. Я. Гримм «Мифология тевтонов»; ср. древненорвежскую «Поэму о рунах»: «Имя сей руне «lögr» («Л», что значит «вода») – это то, что падает с горы: водопад»… См. «Рунические заговоры и апокрифические молитвы исландцев»: с. 92);

2) либо с поклонением духам, живущим в водопадах или в пещерах под водопадами;

3) либо древние германцы рассматривали водопады как вход в другой (мифический) мир (ср. гадания Йоуна Крукка ночью в пещере под водопадом в Круккс-хетлир на юге Исландии).

Пункт 2 упоминает Оулавюр Брием в своей книге «Древнескандинавская мифология» («духи земли», с. 61 и т.д.; ср. также Эйнар Оул. Свейнссон: с. 151). Можно тут также вспомнить карлика-дверга Андвари, который в обличье щуки плавал в воде у водопада, а также Локи, который скрывался от гнева асов в обличье лосося у водопада Франангр.

С пунктом 3 связано больше всего историй. Во-первых, это великан-людоед Грендель и его мать, жившие в глубоком омуте, далее – тролль из «Саги о Греттире Сильном», живший под водопадом на севере Исландии, далее «Сага о Самсоне Прекрасном», где повествуется о тролле, жившем в водопаде у мельничного колеса. В «Саге об Одде-Стреле» упоминается о великанше, жившей в пещере под водопадом в земле Бьярмов. Позже, в исландском фольклоре сохранились истории о великанах и троллях, которые жили в пещерах под водопадами в конкретных местностях Исландии и о том, как им поклонялись тем или иным способом, а ответ слушали в звуке водопада (см. Ауртни Бьёрнссон (2010): 60, 63, 66; 57). В фольклорном сборнике «Серая кожа» сохранился стих, который «тролль-скесса» произносила для того, чтобы на время исчез водопад, закрывавший вход в ее пещеру, а в другом фольклорном сборнике описан случай, как один молодой исландец избавил девицу от преследований «скессы», жившей в водопаде: он нарисовал рунический круг близ водопада и провел обряд сэйд-волшбы (см. «Сагнагруннюр»).

Все это исходно намекает на то, что древние германцы придавали мистическое значение силе водопада и «духам земли» (водяным), обитавшим в водопадах и омутах рядом с ними. Позже эти духи «превратились» в троллей и пр., у которых люди все-таки искали помощи и совета. Отсюда – исландские традиции, связанные с ритуалом «сидеть/лежать вне дома ночью». «Источник 1200 года повествует о том, как стать мудрым под водопадами, что ясно указует на то, что люди искали там вдохновения, и стоит упомянуть, что рядом с Хёвда-брехка была Пещера Крукка, и раньше водопад низвергался над ее входом, хотя ныне все засыпал песок. Йоун Крукк был легендарным провидцем (визионером), предположительно жившем в начале XVI века. Как верили, он получил пророческий дар после встречи с эльфами на перекрестке… » (Эйнар Оул. Свейнссон: с. 192-193). «Состояние авто-гипноза… Люди… сидели у водопадов когда им требовалось заглянуть в будущее… Это хорошо известная техника для погружения собственного разума в состояние транса» (там же, с. 272-273).

Когда смотришь на стремительно бегущие пенные струи, которые низвергаются вниз с шумом и грохотом, иногда выплескиваясь; летят брызги, под водопадом кружится омут и вода несется по течению, стоит всего лишь добавить тихий мерный стук бубна и чтение рунических кеннингов, чтобы понять состояние классического исландского ведуна или поэта, стремящегося войти в контакт с водяными духами или заглянуть в будущее или же обрести мистическое вдохновение. Или попасть в мифический сокрытый мир древнегерманских язычников (и монотеистов)…

divider

Comments are closed.