Февраль 26th, 2009

Эльфы сна/Draum-Álfar

Вероятно, со времени публикации второго издания фольклорного сборника Оддюра Бьёрнс-сона “Þjóðtrú og þjóðsagnir” в 1977 г. (редактор-составитель Стейндоур Стейндоурссон), вдобавок к терминам ljós-álfar, svart-álfar, dökk-álfar и bjart-álfar в исландском появился еще один термин — draum-álfar, т. е. «эльфы, кои являются во сне». Любопытно, что в самых ранних (пост-саговых) исл. источниках, например, в хронике епископа Гисли Оддс-сона (1637г.) записано, что 27 ноября 1598 года именно эльфы дважды лишали служанку из людского племени сна для того, чтобы она согласилась помочь разрешить от бремени эльфу (“Huld” II, 1936).

В конце же XIX- начале XX вв., как явствует из сборников Оддюра Бьёрнс-сона “Þjóðtrú og þjóðsagnir” (первое издание 1908г.) и “Gráskinna” I-IV (1928-1936гг.; составители Сигурдюр Нордаль и Тоурбергюр Тоурдар-сон), эльфы насильно (!) погружали исландцев в кратковременный сон, чтоб по собственной воле наладить с ними контакт, т. е. люди днем шли мимо определенного места и вдруг на них неудержимо наваливался глубокий короткий сон (буквально валил их с ног), в котором им являлись эльфы, и произносили особые стихи, отвечали на вопросы, что-то запрещали или же просили.

И нигде: ни у Оддюра Бьёрнс-сона, ни в «Серой Коже» (Gráskinna) мы не встречаем описания иного (чем во время сна) контакта эльфов с людьми в Исландии в конце XIX- начале XX вв.

Тут можно напомнить, что в XVII — в самом начале XIX вв. исландцы верили, что к эльфам в холмы можно входить по собственной воле, используя для этого разные магические способы. В числе прочего в чародейских книгах сохранилось более дюжины изображений гальдра-ставов для этой цели (так называемые «Ставы для хождения в холмы» — Hóla-stafir), а часть их безвозвратно утеряна (см. списки пропавших чародейских книг, особенно с Западных фьордов). Другими словами, если верить информации из фольклорных сборников “Þjóðtrú og þjóðsagnir” и «Серая Кожа» (Gráskinna):

«Из всего вышеизложенного об эльфах или Сокрытом народе можно сделать вывод, что в прежние времена вера в существование Сокрытого народа несколько отличалась от того, во что она превратилась впоследствии. Кажется, …люди …могли, отчасти по собственной инициативе, начинать общение с эльфийским народом.» (цитата из статьи профессора Эйнара Г. Пьетурссона (Einar G. Pétursson) «Была она обучена в эльфийских холмах»; ее русск. пер. см. в книге Л. Кораблева «Книга историй об эльфах»(Álfasögubók): с. 105).

Кстати, мой знакомый исландский ученый и мистик Хельги Хадльгримссон (Helgi Hallgrímsson) пишет о своем собственном видении эльфы, когда он находился на грани между сном и явью следующее:

«Там можно слышать звук водопада во сне… В скале у водопада живет женщина из Сокрытого народа (huldukona). Кажется, я однажды увидел ее мельком. Она была одета в черно-синее, как и пристало женщинам из Сокрытого народа (huldukonur), и у нее были длинные светлые волосы. Она не представилась, но я угадал, что ее звали Арнхейдюр. В немалой мере в память о ней написана эта статья (декабрь 1995)». (“Arneiður og Droplaug…” )

divider

Comments are closed.