Октябрь 18th, 2005

Те, кто видит сквозь горы и холмы

Те, кто видит сквозь горы и холмы
Þeir sem sjá í gegnum holt oc hola

В рукописи AM 413 fol. “Runologia” (XVIII в.) написано “Если ты хочешь увидеть Одина (или по-другому Предводителя Воинств) – тогда погляди ты вперед из-под подмышки моей. Но сделай прежде знак победы пред своими глазами…” [стр. 63]

Подобная практика дважды упоминается в более ранних исландских источниках в Stjörnu-Odda draumur (конец X в.?) и Örvar-Odds saga (середина XIII в.):

“Затем Дагфинн показал конунгу то место, где находилась Хлегунн, так что конунг смог ее увидеть. Ибо колдовство сделало ее невидимой…. Дагфинн велел конунгу посмотреть из-под его левой руки, и когда он сие исполнил, он смог увидеть Хлегунн.” [“Сон Звездного Одди”, гл. 8]

“…До сих пор я его не вижу, — сказал Одд.

Тогда человек поднял руку над головой Одда и сказал:

- Сейчас посмотри из-под моей руки.

Тотчас Одд смог увидеть Аульва… Одд сказал человеку:

- Подержи так свою руку еще некоторое время.” [“Сага об Одде-Стреле”, гл. 29]

В последнем из указанных источников идет речь о неком конунге Аульве Бьяльки. Так впервые в записанных источниках дар ясновидения связывается с эльфами (ср. др.-исл. álfr “эльф”).

В предисловии к “Íslenzkar þjóðsögur og ævintýri” его составитель Йоун Ауртна-сон пишет:

“Те люди, что обладают силой видеть духов и события, скрытые от других, называются Skyggnirmenn – ясновидящие люди. Тот ребенок, чьих глаз коснулась вода крещения, теряет силу когда-либо стать ясновидящим и наоборот.

…Ясновидящие могут видеть эльфов и прочих духовных созданий без их позволения и их нельзя застать врасплох… Любой, кто обладает даром духовиденья, может передать его другому, если тот сунет свою голову ясновидящему под левую подмышку….. Когда же он убирает голову – он тотчас лишается дара ясновиденья. Духовидцы не боятся ни живых мертвецов, ни призраков.” [т.I, стр. 405]

В трактате на латинском языке, который сочинил в XVII в. пастор þorsteinn Björnsson из Сетберга мы читаем:

“Ясновидящий может позволить другим видеть то, что он видит. “Если ты пойдешь вперед прежде, чем ясновидящий уберет руку, которую он держал над твоей головой – ты должен беречься тех духов, которых хотел увидеть. Человек увидит все, как ясновидящий, если он выйдет вперед из-под вытянутых рук [ясновидящего] и тогда ему постоянно будут мерещиться духи, но ежели он попятится назад с того места, где он стоял – более он их не увидит…

Однажды один подмастерий плотника, обладающего даром ясновиденья, прошел под вытянутыми руками плотника – тогда он увидел призрака, закричал и заметался взад-вперед. И так обрел он дар духовиденья. Часто он боялся, когда видел призраков, а позже, когда стал пастором, они ему не давали покоя. Тогда его ясновиденье стало его второй натурой, и он смог без страха видеть эльфийский народ и рядом с ним и в дали, как они счастливо забавлялись в прекрасных одеждах и стройные станом…

В древности дар видеть духов назывался ófreski…

Лошади и собаки также могут обладать даром эльфовиденья.”

Приблизительно то же самое мы находим в трактате того же времени, сочиненном шотландским пастором Робертом Кирком:

“…Обычный метод для любопытного получить мимолетное виденье сей иначе невидимой компании духов […] заключается в том, чтоб поместить левую ногу под правую ногу ведуна, а рука ясновидящего должна быть помещена на голову любопытного, который, в свою очередь, должен смотреть через правое плечо ведуна. […] Тогда он узрит полчище духов подобно яростным дерзким людям, стекающимся к нему поспешно со всех сторон, также плотно, как атомы в воздухе, и это не плод воображения или фантазмы, создания, происходящие от страха, обморока или безумия, но реальность, появляющаяся здравому человеку наяву и переживающему рациональное испытание самим их существованием. Они, посредством страха, (на время) лишают его дыхания и речи.” [ч.II, стр.21-22]

Еще два источника об эльфовидении, созданные в начале XX в. заслуживают особого внимания. Один из них опубликован пастором Йоунасом Йоунас-соном в книге “Íslenzkir þjoðhættir”:

“Возможно сделать каждого человека ясновидящим (skyggnan) на время, если рожденный ясновидящим поместит лицо обычного человека себе под подмышку и позволит ему поглядеть из-под руки. Одна ясновидящая предложила моей [т.е. пастора Йоунаса Йоунас-сона] жене увидеть подобные виденья равно таким образом. Но жена тогда была ребенком и не рискнула поместить голову под подмышку старухи… “ [стр. 414]

Второй источник записан оксфордским профессором Дж. Р.Р. Толкином:

“Эльфвине обладал, в определенной мере, даром эльфовиденья (elfin-sight) (который не был дан всем людям в те дни исчезающих эльфов и еще менее встречается сейчас) и народ Lúthien был менее развоплощен в те дни, так что множество их прекрасных отрядов [Эльфвине] видел во время скитаний…” [L.T.II, стр. 314]

Недавно исландским фольклористом Вальдимаром Тр. Хавстейном также опубликована статья о современном исландском эльфовидении под названием “Komdu í handarkrika minn…1998”.

Не все, конечно же, имеют врожденный дар ясновиденья или эльфовиденья. В книге Evans-Wentz’a “The Fairy Faith in Celtic Countries” написано:

“Существует примечательный случай касательно покойного отца Аллена Макдональда, который в течение проживания 20 лет на крошечном изолированном острове Эрисгей на Западных Гебридах обрел [дар] ясновиденья и мог несколько лет до своей смерти (в 1905 г.) пользоваться им также свободно, словно бы он был урожденный ясновидящий.” [стр. 91]

Также существуют два магических рецепта, чтоб видеть эльфов:

“Исландский рецепт, чтоб видеть сокрытые вещи заключается в том, чтоб носить на себе орлиные глаза или же помазать их жидкостью вокруг своих глаз.” [Йоунас Йоунас-сон, стр. 414]

“Более причудливый и интересный (английский) рецепт XVII века для составления мази для эльфовиденья: Мазь, чтоб наносить под веки и на веки вечером и утром… пинта оливкового масла и помести ее в склянку. Но сначала промой сие розовой водой и водой с ноготков. Цветы надо срывать к востоку. Отмывай, покуда масло не побелеет. Затем помести в склянку, как сказано выше. И затем прибавь к тому почки штокрозы (мальвы), цветы ноготков, цветы или же верхушки дикого тимьяна, почки молодого орешника. И тимьян нужно собирать поблизости от холма, где живут (появляются) Fayries: и возьми траву волшебного трона (т.е. из эльфийского круга) там. Все это помести в масло и в склянку. И поставь растворяться на 3 дня на солнце и затем используй, как сказано выше. Затем следует определенный заговор.” [J.&C. Matthews, “A Fairy Tale Reader”, стр. 152]

Более сложный и опасный рецепт, чтоб видеть “сквозь горы или землю” (sjá gegnum fjöllin eður jörðina) дан в трактате XVII века (Tíðfordríf) исландцем Йоуном Гвюдмундс-соном Ученым.

divider

Comments are closed.